Рудь многоликая…

Едем в Рудь и не только:) см.Апельсиновые Путешествия

Rudi , Рудь Молдова

В прошлой части я рассказал про молдавские сёла в целом. Теперь же расскажу о первом таком селе, которое увидел своими глазами — Рудь в 15 километрах от пограничных Атак в сторону Сороки. Как уже гооворилось, Атаки — место, по которому судить о Молдове не стоит, зато Рудь — напротив, идеальна для первого знакомства с этой страной.
При скромном размере, оно отличается редким разнообразием достопримечательностей: Троицкий монастырь с церковью средневекового облика, два тиверских городища, пещера, дом румынского боярина и даже единственный в Молдове объект ВКН ЮНЕСКО.
Рудь — село небольшое, но все достопримечательности раскиданы по его ближайшим окрестностям, и вся эта местность как бы спускается к Днестру несколькими террасами. Маршрутки через Рудь проходят в среднем каждые полчаса-час — автобусное сообщение в Молдове замкнуто на Кишинёв, и здесь проходит столичная трасса. У остановки — троица, первая увиденная мной. Отсюда не видна довольно крупная сельская церковь, стоящая ниже самого села, монастырь же стоит ещё ниже, а вон те зелёные поля — уже за Днестром, на Украине:

2.

В паре сотен метров от остановки — колодец, который я сначала принял за капличку, более знакомую по Западной Украине:

3.

Мне даже интересно, где корни этой молдавской любви к колодцам?

3а.

Выше трассы — яблоневый сад, уходящий куда-то в бесконечности. Сами яблоньки не очень фотогеничны, но зато их плоды…

4.

Ну а рядом с колодцем Вы наверное обратили внимание на стенд с эмблемой ЮНЕСКО и названием объекта? Про Дугу Струве, этот самый странный памятник всемирного наследия, я уже писал года полтора назад — из всех объектов ЮНЕСКО этот самый длинный, самый интернациональный и самый невзрачный визуально. Василий (при рождении Фридрих Георг Вильгельм) Струве был одним из самых выдающихся учёных в России 19 века, в 1818-39 годах руководил Дерптской обсерваторией (в нынешнем Тарту), а в 1839 году организовал Пулковскую обсерваторию под Петербургом и стал её первым директором — причём в этот период обсерватория была самой хорошо оснащённый в мире. «Геодезическая дуга» была создана под его руководством в 1816 году, и состояла из 265 триангуляционных пунктов от Баренцева моря до дельты Дуная, и проходила примерно так:

Как известно, Земля не является правильным шаром и даже элипсоидом — и вот определением её точной формы и размеров Струве и занимался, и собранный им материал стал прорывом в мировой картографии. Полевые работы были завершены в 1852 году, тогда же на многих пунктах были установлены памятники. Изначально Дуга пересекала 3 государства, сейчас — 10: Норвегия (сохранилось 4 пункта), Швеция (ещё 4), Финляндия (6), Россия (2 на острове Гогланд в Финском заливе), Эстония (3, включая «штаб» дуги в Тарту), Латвия (2), Литва (3), Беларусь (8, но в основном восстановленных в наше время), Украина (3 в Хмельницком области и 1 в Одесской — самый южный пункт, и о нём я когда-то писал) и Молдавия — единственный пункт из 27, а вернее памятный знак 1852 года, сохранился близ Руди:

5.

Собственных объектов ЮНЕСКО в Молдавии нет и скорее всего никогда не будет. И вот этот невзрачный обелиск, а на самом деле международная группа, в которую он входит — формально единственный такой на территории страны. Каменная плита на переднем плане отмечает расположение собственно триангуляционного пункта, сориентированного по сторонам света:

6.

От обелиска я вернулся на трассу и начал спускаться в село. Всё тут казалось каким-то странным и неожиданным. Ну скажем, кто и для чего соорудил вот эту штуку на пруду?

7.

Просто зарисовки Руди, каких можно наснимать в любом молдавском селе:

8.

9.

10.

Общее ощущение, которое не пропадало и в остальной Молдове: «бедно, но с достоинством». Своей нищеты молдаване давно уже не стесняются, но не звереют от неё и не выставляют её напоказ.

11.

А ещё Рудь запомнилась мне яблоками.Столько яблок, сколько в эти пол-дня, я не видел за всю предшествовавшую жизнь! Причём что интересно, такого яблочного буйства я не видел в других местах — то ли на яблоках специализируется не так уж много сёл (тем более в Северной Молдове почти нет виноградников), то ли просто за последующую пару дней всё собрали.

12.

13.

Вдоль дорог мне в тот день попадались десятки тракторов и грузовиков с прицепами, доверху гружеными яблоками — зелёными, жёлтыми, красными… Ну а тут трактор идёт мимо Боярского дома — название я дал сам по аналогии с похожими домами в других сёлах. Боярами в Румынии аристократию называли вплоть до 1945 года, то есть как нетрудно догадаться, «боярские дома» в Молдавии — наследие 1920-30-х годов:

14.

На фронтоне я различил надпись I. Russu и вроде бы (но может это просто неровности) дату «1928». Архитектура для межвоенной Румынии не слишком характерна — хотя в селе есть ещё несколько румынских построек:

15.

Дом этот находится практически в центре Руди, на главной дороге, примерно в получасе ходьбы от трассы. По дороге я наснимал много кадров, вошедших в прошлый пост, и дальше шёл по главной дороге не сворачивая, но удивляясь — почему совершенно не видна церковь? У ещё одной троицы (дата на колодце, кстати, «1991», просто между девятками вклинен крест) дорога раздваивается, и нам направо:

16.

Ещё пара зарисовок — довольно характерные для Молдовы жестяные кружева:

17.

И совсем не характерные деревянные ворота:

18.

В какой-то момент набредаешь на такую вот схему у дверей сельской поликлиники (судя по всему, румынской постройки). Кое-что из указанного здесь переведу: «mănăstire Sfânta Treime« — «Монастырь Святой Троицы», «Farfuria Turcului» — «Турецкая тарелка». Эти два объекта меня здесь интересовали особенно:

19.

За поворотом как-то очень внезапно возникает церковь — судя по архитектуре, конца 19 века, но вот облицовка тянет на межвоенную. Как и большинстве сельских церквей Молдовы, в рунете о ней не найти вообще ничего.

20.

За церковью — старое, заросшее, очень красивое кладбище. Первое увиденное мной из сельских кладбищ Молдовы:

21.

За речкой Бульбоакой пасутся козочки. Тут на меня снизошло какое-то поразительное умиротворение, не покидавшее меня и последующие дни в Молдавии.

22.

Я направился вдоль берега и через пару сотен метров увидел пещеру, уходящую в землю прямо под кладбищем:

23.

Северная Молдова всё-таки краешком задевает гигантский комплекс пещер, которыми буквально изрыта украинская Подолия — об одной из них, близ села Кривче, я уже писал два года назад. Там есть пещеры Оптимистическая (протяжённость 220 километров, 2-3 место в мире), Озёрная (140 километров) и Золушка (80 километров), в Молдове известная как Емил-Раковица — фишка в том, что она интернациональна, вход в неё находится в северо-западном углу Молдовы, а большая часть коридоров — под Украиной… Эта пещерка в 1000 раз меньше — около 85 метров:

24.

И довольно неплохо натоптана… однако в отсутствии фонарика я быстро потерял желание лезть в эту узкую щель, хотя дальше вроде как семь небольших залов, какие-то натёки и озерцо, больше похожее на лужу:

25.

Поэтому я выбрался наверх, пересёк кладбище и направился дальше.

(Еще о пещере в Рудь=>)

Здесь начинается Арионештский лес, один из крупнейших в Молдове, тянущийся до соседнего (ближе к Атакам) села Арионешты. Как уже говорилось, в Молдове много небольших лесных массивов, и этот для меня стал опять же первым.

26.

Дорога здесь делает крутую петлю, спускаясь в глубокую долину речки Бульбоака. Это ущелье называют Эоловой арфой, и наверное не случайно… но день был почти безветренным. На сгибе петли — источник:

27.

А ещё через полкилометра лес расступается, открывая Рудский Троицкий монастырь. Первый из монастырей Молдовы, что я увидел, и на монастыри России или Западной Украины он был совсем не похож и архитектурой, и планировкой, и настроением. Тихая, уединённая, просторная женская обитель без ограды, но с обилием цветов.

28.

Монастырь был основан в 1777 году на землях братьев-бояр Феодора и Андроника Рудь, у источника, где по легенде прозревали слепые и исцелялись неизлечимые. Денег на строительство дал купец Дончул, и почти сразу была построена Троицкая церковь. В 1828 году монастырь был преобразован в женский, монахи переведены в соседнюю Каларашовку (там Успенский монастырь, в архитектурном плане даже более интересный)… но и монашек в 1835-46 годах выжил с этих земель новый владелец Михаил Бобус, и возродилась обитель лишь в 1921 году по указу румынского епископа Виссариона (Пую). В 1949-1990 годах занят интернатом. На следующем кадре хорошо видны три важнейших его постройки: деревянный навес над тем самым источником, Троицкая церковь (1777) и жилой корпус со звонницей, судя по виду, 1920-30-х годов (в Румынии тогда был очень популярен национальный стиль с башнями и арками):

29.

Хотя церквушка построена в 1777 году, легко подумать, что ей лет 500. Из всех виденных мной молдавских церквей эта — пожалуй, самая непохожая на славянские: чего стоит одна башенка с многогранным куполом! Как уже говорилось, в соседней Каларашовке церковь ещё интереснее и архаичнее, но теперь сам не понимаю, почему пренебрёг поездкой и туда (ведь это по сути предместье Атак). Как и всё в Молдавии, Троицкая церковь миниатюрна — её зал с «молдавским куполом» (см. пост об архитектуре) меньше приделов в русских церквях.

30.

Ещё несколько кадров. Территория обители очаровательно ухожена, прибирались тут на моих глазах сами монахини, но тяжёлую работу всё же делают явно мирские мужички. Помимо показанных, здесь ещё 2-3 жилых корпуса, несколько крестов, беседка и здоровенный валун:

31.

32.

33.

В монастыре я  попытался узнать, как пройти к «Турецкой тарелке» (хотя идти ли туда — сильно сомневался), и мужичок, коловший дрова, мне посоветовал пройти через низ, а монахиня сказала, что внизу я заблужусь и лучше мне вернуться по дороге в сторону села и пойти по тропе оттуда. Я послушался монашки, и не ошибся — где-то на полдороги направо (если идти из села) действительно отходит широкая тропа:

34.

Молдавский лес красив, загадочен и фэнтезиен. На полпути внизу становятся видны и слышны пороги на Бульбоаке:

35.

36.

По тропе я шёл минут 20, и тропа постепенно сужалась. На одной из полян есть костровище и навес, и туда в принципе можно доехать и на машине. Дальше совсем узкая тропка, и в принципе если постоянно смотреть направо, на одном из деревьев можно увидеть прибитую табличку F.T., указующую на эту самую Турецкую тарелку. Но я дошёл до конца — лес вновь расступился, и я увидел одинокий каменный дом. Про его обитателя мне уже говорили в монастыря, вот только по возвращении я напрочь забыл его имя — кажется, Валерий Леонидович, но могу ошибаться. Фотографировать себя и свою хату он не разрешил, и я не стал с ним спорить. Русский человек, родившийся здесь, 20 лет прослуживший в Севастополе на флоте подводным сапёром (т.е. занимался установкой и снятием морских мин)… пока служил, не женился, так как служба была слишком опасной, но сейчас у него в Бельцах двое детей, которых он мечтает отправить учиться в Россию на программистов… Всё это он мне рассказал по дороге: он фактически смотритель Турецкой тарелки, и когда я поздоровался и представился, вызвался меня проводить. Минут 5 мы шли в гору — он рассказывал, я слушал, и нас сопровождали его кот и собака. В какой-то момент мы вышли к кресту:

37.

Турецкая тарелка ещё менее «турецкая», чем «татарский» вал под Тамбовом — тот хоть строился против татар, а «тарелку» построили за много веков до появления турок. Как уже говорилось, первыми оседлыми людьми после падения Рима в Молдавии стали славяне-тиверцы, в 12-13 веках входившие в Галицко-Волынское княжество. О них я уже писал во всё том же архитектурном посте — тиверцы не имели больших городов, но строили очень мощные крепости-кольца с валами высотой 15-20 метров. Близ Руди таких два — Турецкая тарелка и Германарий, а ещё известны Екимауц и Алчедар, тоже на севере страны. Валерий Леонидович сетовал, что сейчас эту память пытаются стереть — мысль о том, что славяне тут жили до молдаван, для государства опасна… уж не знаю, насколько он прав. Вал хорошо виден за крестом:

38.

Вал, превратившийся в полукольцо, ещё очень высок, и если бы не деревья — Турецкая тарелка смотрелась бы внушительно — мне вспоминается Белозерский кремль. По словам Валерия Леонидовича, когда-то Рудь стояла именно здесь, ниже Арионештского леса, и наверх «утекла» постепенно, он в детстве ещё помнит последние домики на опушке. Вал был пастбищем, и деревьев на нём тогда ещё не было. А они, дети украинских переселенцев, искали здесь турецкое золото и пекли в золе картошку… Мы спустились обратно к тропе другой дорогой, и разошлись в разные стороны. Эта встреча стала очень ярким впечатлением: старый русский офицер один-одинёшенек стережёт заброшенную древнерусскую крепость. Я всё-таки сфотографировал его — но только со спины:

39.

У церкви застопил машину, часом ранее обогнавшую меня на пути в монастырь и ехавшую обратно. Пацан за рулём ехал в Дрокию, и потому довез меня не до трассы (как я расчитывал), а почти до Сорок, где на развилке я поймал ещё одну попутку. Рассказывал, что работает в России: месяц там — две недели здесь, «делает сруб» в каком-то посёлке под Петербургом (вообще, как я убедился, именно плотниками молдаване в России работают довольно часто — при том, что на их родине деревянных домов почти нет); на условия не жаловался: регистрация у него изначально отнимала полный день (со сбором всех бумажек), сейчас дело отработано и занимает от силы полчаса. Мне напоследок подарил 5 здоровенных яблок, и со съеденного яблока у меня начинались последующие несколько дней.

А вообще-то, в России тут работают очень, реально очень многие. Поэтому прежде, чем начать рассказ о Сороках, напишу ещё пост о современных молдавских реалиях, вернее о своём их восприятии.

Оригинал взят у в Рудь многоликая

Ай-да в Апельсиновое Путешествие в Рудь и еще дальше…=>

Звоните +373-68-066-800

 

Комментарии

  1. […] Пещера Мертвецов.Рудь.Тайны и мистика Молдовы А здесь еще про Рудь, но уже иной…=> […]

  2. […] Пещера Мертвецов.Рудь.Тайны и мистика Молдовы А здесь еще про Рудь, но уже иной…=> […]

  3. […] еще немного про Рудь — Геодезический пункт Дуги Струве вблизи села Рудь […]