Home » Крым » Балаклава » Какая связь между Нотр-дам де Пари и Херсонесом?

Какая связь между Нотр-дам де Пари и Херсонесом?

Херсонес Таврический — город, основанный древнегреческими колонистами на одном из полуостровов юго-западного побережья Крыма более двух с половиной тысяч лет назад.

«Херсонес» по-гречески означает  «полуостров». Тавры — воинственное племя, населявшее соседние горные местности, — послужили причиной эпитета «Таврический», то есть, «расположенный в области тавров».

На протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья, и являлся греческой колонией. Этот город-государство прожил славную и длинную жизнь и сыграл роль в истории, как Древней Греции, так и Древнего Рима и Византии.

Географическое расположение города очень удачно, замечательные гавани, удалённость от варварских племён — всё это способствовало очень быстрому развитию города и его процветанию. Херсонес несколько раз менял покровителей, переходя из под юрисдикции Греции в Боспорское царство, из под покровительства Боспорских царей к Римлянам и.т.д, но он всегда оставался важным политическим и транспортным узлом.

Первый раз Херсонес был разрушен  ханом Ногаем в 1278 г. После этого похода город уже никогда не был восстановлен в прежних границах, и его площадь постоянно сокращалась. Кроме того, возникновение в Крыму итальянских колоний, ставших центром предпринимательской деятельности венецианских и генуэзских купцов, и перемещение основных торговых путей на восточное побережье Крыма ускорили падение Херсонеса и к концу XIII  его роль как крупного торгового центра свелась к минимуму.

 

Колокол, установленный между двумя пилонами — любимый объект фотографов, на самом деле никакого отношения к древнему городу не имеет. Однако история у него любопытная. Он был отлит в 1776 в году в Таганроге из трофейных пушек, захваченных у неприятеля во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов, и установлен в монастыре. Во время бесславной Крымской войны французы вывезли колокол в Париж, спустя годы он был обнаружен на звоннице собора Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари). Много лет раздавался над французской столицей его голос, пока в ноябре 1913 году не без помощи французского консула в Севастополе Л. Ге, французы, в знак дружбы с Россией, не вернули колокол на родину, в Херсонес, где его подняли на звонницу Владимирского собора. Херсонесский колокол не только призывал на службу монахов, он служил звуковым маяком: в тумане его голос предупреждал корабли, находящиеся в море, о близком скалистом береге. Когда в 1925 году монастырь закрыли и сняли все колокола, один установили на берегу для звона в ненастную погоду. Им оказался тот самый, вернувшийся из Франции. Его узнали по изображениям на боках: с одной стороны святой Николай, с другой — неизвестный святой, стоящий на луне, и тексту, который уже тогда сохранился не полностью: «сей колокол… вылит… святого Николая Чудотворца в Таганроге из турецкой артиллерии весом… пуд (вес колокола 315 пуд) 1776 года месяца августа… числа».

Бази́лика (базили́ка) (греч.— царский дом) — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.

Неф (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

Базилика 1935 — визитная карточка Херсонеса, его символ, эмблема. Самый запечатленный археологический объект Херсонеса. На фоне базилики и моря стараются запечатлеть себя все туристы — посетители Херсонеса. Изображение белых колонн на фоне моря — непременная иллюстрация рассказа о Херсонесе. Те же колонны вы увидите и на купюре достоинством в 1 гривну. Здесь они — тоже символ. Символ крещения киевского князя Владимира в византийском Херсоне.
Поскольку название христианского храма средневекового Херсонеса не известно, называется он по году открытия раскопками Г.Д. Белова в 1935 году. В названии отражен также и архитектурный тип храма — базилика.

Базилика в базилике — средневековый храм на территории Херсонеса. Своё название храм получил из-за того, что на одном месте было построено два храма — второй строился на руинах первого из его обломков.

9 мая 2007 года вандалы опрокинули колонны «базилики в базилике», некоторые колонны раскололись, был повреждён мозаичный пол.

Херсонесский театр вмещал некогда примерно 1800-2000 человек и являлся местом не только для театральных представлений, но и для выступлений музыкантов, публичных состязаний граждан в поэзии, и, вероятно, для народных собраний.

Херсонесский театр неоднократно перестраивался; значительные изменения коснулись его в I в. н.э., когда в городе размещались римские войска. В это время в театре устраивались бои гладиаторов, травля диких зверей, что потребовало защиты зрителей. Орхестра расширилась, вместо первого ряда зрительских мест был сооружен высокий барьер с металлической решеткой. Таким образом, театр мог быть и местом для традиционных представлений, и цирком.

Херсонесский театр просуществовал до IV в. н.э. Принятие христианства привело к разрушению языческих храмов, общественных зданий. Не избежал этой участи и античный театр. Его превратили в каменоломню, а затем в свалку. В VI веке на его месте возвели крупный храм.

 

Херсонесский музей значительно моложе херсонесских раскопок, он возник в 1892.

Только небольшая часть музейных коллекций попадает в музейные экспозиции, но это, как правило, лучшие вещи, с помощью которых можно рассказать об истории Херсонеса, о религии, культуре и быте его жителей. Кроме традиционных музейных залов существует еще экспозиция под открытым небом — руины самого города, по счастью не застроенные в новейшее время, — улицы, дома, храмы.